Пожалуй, один из самых ярких экспонатов, представленных в салоне «Автомото старина» – огненно-оранжевый грузовик МазЗил. Сегодня тема внутризаводского транспорта большой популярностью не пользуется. А ведь на каждом предприятии были свои интересные машины. В чём уникальность именно этой нам рассказал представитель Музея Транспорта Москвы.
МазЗил – это, выражаясь современным языком, кастом из двух автомобилей – МАЗа 200 и ЗИЛа 157. От первого взяли раму, ходовую часть, внешние облицовочные панели. От второго – кабину и силовую установку. Грузовик работал только внутри завода и приходил на помощь заводской технике, например, эвакуировал автобусы.
МазЗил обслуживал технику Филёвского автобусно-троллейбусного парка. Работал с середины восьмидесятых вплоть до 2010 года. Буквально несколько лет назад его обнаружили в отстойнике предприятия, оттуда он переехал в наш музей, прошёл целый реставрационный курс и сейчас готов к эксплуатации.
![](https://static.tildacdn.com/tild6436-3931-4939-a365-613738643537/2.jpg)
Все ли детали здесь оригинальные?
На МазЗиле около 90% оригинальных деталей. При реставрации мы постарались сохранить аутентичность.
Вы упомянули эвакуацию автобусов. Как она осуществлялась?
Сзади находится кран с лебёдкой. Он цеплялся либо за крюки, либо за жёсткую сцепку. Автобус на жесткой сцепке мог ехать за машиной даже без водителя.
![](https://static.tildacdn.com/tild3838-6533-4438-b637-666636353933/3.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3133-6434-4732-b030-376432653765/4.jpg)
Существуют ли ещё МазЗилы или это единственный экземпляр?
Эта машина единственная. Есть ещё экспонаты с заводов ГАЗ и ЗИЛ, однако они принципиально отличаются от нашего грузовика.
А почему решили сделать коллаборацию МАЗа и ЗИЛа?
Всегда есть устаревающий автопарк. В нашей стране было принято использовать автомобили по второму и третьему кругу, выжимать максимум. Вот перед нами стоят две отработавшие сломавшиеся машины – МАЗ и ЗИЛ. Почему бы не сделать из них одну рабочую?
![](https://static.tildacdn.com/tild3130-6236-4435-b933-633166346565/5.jpg)
В Советском Союзе наоборот была склонность утилизировать отработавшие машины, с этим явлением боролся клуб САМС. Как вышло, что этому грузовику подарили вторую жизнь?
Здесь нужно учитывать время. 85-86 года – это перестройка. С одной стороны, легче сдать машину в металлолом. Но с другой, что вы получите потом? Дадут ли автобусному парку новую технику? Бывало, что грузовик не давали, поэтому приходилось выкручиваться, применять смекалку, использовать подручные средства.
Где можно поближе познакомиться с МазЗилом?
После недавно завершённой реставрации МазЗил занял почётное место в Открытой коллекции Музея Транспорта Москвы.
![](https://static.tildacdn.com/tild3061-6262-4261-b631-623137666131/6.jpg)
Подробнее о Музее Транспорта Москвы:
На сайте
На YouTube
В Телеграм
ВКонтакте