Новости фестиваля «Этноскоп»

Русский север: где расположена настоящая избушка Бабы Яги

В нашей стране сложно найти человека, кто в детстве не читал русских народных сказок, где главным отрицательным персонажем выступала Баба Яга.
Но только специалисты по этнографии северных народов знают, что строения на «курьих ножках» существовали на самом деле, а у мистической старухи-волшебницы были реальные прототипы.
🔹
Накормить, напоить и спать уложить
Образ Бабы Яги и ее необычного жилья появился в славянском фольклоре в тот момент, когда произошло соприкосновение наших предков с северными народами. Причем избушка на курьих ножках, как и ее хозяйка, хоть и пугали наших предков, но играли скорее положительную, чем отрицательную роль.
С точки зрения этнографов, сказочное строение правильно называть чамья. Фактически это лесной лабаз или амбар, расположенный на высоких сваях. Поскольку его часто строили из необработанных стволов деревьев, то внешне опоры действительно были похожи на куриные лапы. В строении, которое возводили на опушке леса, обычно хранился запас пищи для охотников. Поэтому для путника, заплутавшего в лесу, чамья часто являлась спасением от голодной смерти. На возвышении избушку ставили исключительно с практической целью, чтобы съестные припасы не съели дикие звери. В необычном строении можно было провести ночь в непогоду. Надо сказать, что сюжеты русских-народных сказок очень точно передают утилитарное назначение избушки на «курьих ножках».
🔹
Баба Яга костяная нога
Если говорить об обитательнице лесной избушки, которую в сказках именуют Бабой Ягой костяной ногой, то и из здесь сказки не обманули.
Дело в том, что ханты и манси, а также ряд других северных народов в древности хоронили своих покойников в домовинах, расположенных на высоких деревянных опорах. Именно поэтому в сказках говорится, что Баба Яга лежит на кровати, ее костяная нога служит запором у двери, а нос в потолок врос. Это не удивительно, ведь дом для покойника строили по размерам его тела. Со временем останки превращались в кости, одетые в лохмотья полуистлевшей одежды. Именно так выглядела Баба Яга в исполнении Георгия Милляра в советских фильмах сказках.
В этом случае еда являлась поминальной пищей. Строили подобные домовины дверью в противоположную сторону от селений людей, то есть лицом к лесу. Сталкиваясь с подобными сооружениями, наши предки создали образ Бабы Яги как живого мертвеца, который может накормить и дать ночлег, но общение с ним было жутким.
Со временем ханты и манси перестали хоронить в домовинах покойников, оставляя в них лишь олицетворявшую умершего человека куклу.